2 Индустриальная биеннале в Екатерибурге
Мне всегда было интересно, зачем ехать в какие-то сказочные страны, если все самое важное происходит на просторах нашей необъятной? Все знают о каких-то там Венецианских и Шанхайских биеннале, а про Уральскую индустриальную не слышал никто. Исправим это недоразумение.
Запад, как нам всем прекрасно известно, давно уже дурно пахнет, вздувшись от копошащихся в нем трупных червей лицемерия, гордыни и самомнения. Поэтому, дабы не уподобляться Бодлеру, в свое время с восхищением взиравшему на лошадиную падаль в своих “Цветах зла”, обратим свои взоры в сторону благоуханных цветов свежедеспотичного Востока и отправимся в дебри этой дикой стороны.
Далеко для этого ехать нам не надо, благо широка страна моя родная. Возьмем к примеру хоть Урал. Все мы прекрасно помним, что это опорный край державы, кузнец, добытчик, творец славы и всего такого прочего. Правда, все это осталось лишь в стихах советских поэтов, и сегодня Урал донашивает потертую робу былых героических свершений, нуждаясь в новом имидже, способном вдохнуть жизнь в регион, переживающий последствия деиндустриализации, как бы выразились наши забугорные коллеги.
Построение имиджа - дело нешутное, и уральцы выбрали самое проверенное средство - проведение биеннале современного искусства. Однако, в любом мероприятии типа биеннале должна присутствовать определенная тематика. К примеру, Венецианская биеннале - это смотр достижений в международном искусстве, Документа в Касселе носит репутацию самой интеллектуальной. А что нам способна предложить Индустриальная биеннале в Екатеринбурге?
Зайдем издалека. Ведущий тренд в современном мире - культурные индустрии, производящие продукт, который принято называть креативным. Индустриальная Биеннале в полной мере является выразителем этой тенденции. Особенностью биеннале является то, что большинство выставочных проектов, размещаются в зданиях заводов и фабрик, что характерно для новых фирм, занимающихся производством творческих продуктов, часто располагающихся в так называемых лофтах.
В этом году индустриальная биеннале проходила во второй раз. Программа ее была, как и два года назад, довольно насыщенной и интересной, впрочем, как и подобает добротной биеннале международного уровня. Внушительное число художников со всех уголков мира, большое число площадок действительно придают статусность мероприятию. Само событие призвано не только развлечь праздных екатеринбуржцев, но и привлечь потоки туристов, сделать регион привлекательным для инвестиций в такой области, как творческие индустрии.
Основные темы, вокруг которых вращаются все проекты биеннале, так или иначе связаны с индустриальной тематикой. Основной проект, проходивший в помещении бывшей типографии “Уральский рабочий”, назывался “Самое себя глаз никогда не видит”. Заглавие выставки взято из “Доклада для симпозиума” Бродского. Основная идея в том, что биеннале помогает Уралу и всему миру взглянуть на самого себя. Хотя современное искусство скорее способно заниматься рассматриванием себя в зеркало, пытаясь найти свое место в меняющемся мире и самоидентифицироваться в постиндустриальной экономике.
Помимо основного проекта, биеннале предлагало нам целую вереницу всевозможных событий и мероприятий, перечислять все из которых не хватит места. Если же делиться сокровенным, то сильное впечатление оказал проект, представлявший работы, созданные художниками в рамках творческих резиденций. В целом продолжая тематику места и поиска его идентичности, художники все так или иначе представили свое видение тех уголков и мест, где они осуществляли свои проекты: это и заброшенный коньковый завод в Верхотурье, и титановая долина в Верхней Салде, и знаменитый Невьянский завод с его башней. Художники часто даже не столько отыскивают спрятанные смыслы того места, куда они прибывали, а скорее присваивают месту свои собственные образы и картины, настроения и мысли, транслируя их посредством своих проектов публике. А в таком случае интересны именно отчеты о “коммандировках” художников, нежели их непосредственное пребывание в описываемых местах.
Еще один не менее интересный проект был представлен Винзаводом в рамках программы поддержки молодого искусства “Старт”, помогающего неокрепшим художникам обрести контакт со зрителем и не умереть в неизвестности, хотя может оно было бы и к лучшему, дабы не быть избалованными вниманием. В проекте приняло участие около десятка художников, каждый из которых представил не только свои работы, но и материалы, указывающие на те или иные влияния в его творчетсве, тем самым лишая искусствоведов хлеба.
В общем, как вы успели догадаться, рассказывать о биеннале можно долго и утомительно, так что, как говорится, лучше один раз увидеть. И если через два года вы будете выбирать куда бы отправится в сентябре-октябре, то езжайте на Урал, где проходит такое замечательное мероприятие как Индустриальная биеннале. Екатеринбург в этом отношении ничем не уступает Венеции или Касселю, и даже имеет одно приемущество по сравнению с ними: все, что представлено на Индустриальной биеннале, все о нас, а не о каких-то абстрактных “них”.