Автостопом на Байкал
Питер. Почти середина марта. По камере наружного наблюдения видно, как на улице большими хлопьями падает снег и превращается в хлюпающую жижу. На дорогах грязь и слякоть, и, наверное, машины едут медленно-медленно, чтобы не дай Бог… А ведь кто-то даже сейчас путешествует автостопом! И в суровые морозы, и в дождь, и в зной – по Сибири, Алтаю, Уралу, на Камчатку, во Владивосток или к Каспийскому морю… Потому что автостоп – это навсегда. Даже если вы никогда больше не поедете, то уж точно не забудете, как это было!
Этим летом я ездила на Байкал. Одной ехать небезопасно, да и тяжело – всё-таки 6000 км, таскаешь на себе рюкзак, палатку и прочие походные прелести, а с ними даже в туалет толком не отлучиться. И я решила найти попутчика, желательно симпатичного мужчину крепкого телосложения, чтобы можно было в случае чего спрятаться за его широкую спину и довериться его могучей мужской логике – ибо я Сусанин тот ещё!
С Артуром мы познакомились в пятницу, и в воскресенье уже вышли на трассу Питер-Вологда/ Это был первый опыт автостопа для нас обоих. Сейчас с улыбкой вспоминаю, какой я была легкомысленной, поехав с совершенно незнакомым человеком в путешествие длиной 6000 км. Кроме того, что мы друг друга не знали, у нас ещё и вписок, где мы могли бы переночевать, по пути не было, зато были две двухместные палатки и огромное желание увидеть Байкал.
На улице стоял июль, шли как раз самые жаркие дни того лета, и мы в первые же 10 минут превратились в мокрых Тузиков. Радости добавляли наши тяжеленные рюкзаки: мой – полегче – весил около 12 кг, у Артура же был с собой огромный – на 105 литров, набитый под завязку всем, что он сумел в него запихнуть: летняя и зимняя одежда, спальник, палатка, посуда, ноутбук. На мой удивлённый взгляд Артур пояснил: «Я пока не собираюсь возвращаться домой – после Байкала планирую на Алтай, потом в Китай, Индию… и дальше – куда занесёт судьба».
Оказывается, в России есть не только дураки и плохие дороги! У нас так много прекрасных, отзывчивых людей! И очень даже приличных трасс, кстати. Это, конечно, относительное понятие, но знаете, когда едешь по Сибири, вокруг леса-поля-болота, а под ногами тонкая полоска асфальта – она кажется верхом человеческого счастья, потому что в этой глухомани она ЕСТЬ! Сразу невольно задаёшь себе вопрос: а каково это было строить?? И кто же эти герои? Ответ простой: заключённые. У нас пол-России (если не вся) построено силами зэков, даже мой любимый родной Питер.
Хроника событий уже стирается потихоньку из памяти, но ощущение, которое меня не оставляет с тех пор – я побывала в совершенно другом мире. Я ведь наивно полагала, что живу в России. Ан нет! Я живу в Европе.
А Россия – она же другая: с бескрайними просторами необжитых земель, лесами, которым нет конца и края, закатами и восходами, встречающими тебя на самом горизонте (а не в отражении окна на 10-м этаже соседней многоэтажки), сусликами по обочинам трассы, соревнующихся в скоростном перебегании дороги прямо под колёсами машин… И медведями, бродящими по улицам. Настоящими! Как из иностранных сказок о России.
И люди. Живые, простые, иногда хамоватые, иногда открытые и дружелюбные. Живущие по понятиям, а не по евро-стандартам. Имеющие большие семьи и искренне не понимающие, как это в Москве больше двух детей не принято иметь – скучно же?!
А ещё домики! Такие, как в сказках: одноэтажные, из цельного бревна или чего попроще, с маленькими окошечками (чтобы в жару – прохладно было, а в холод – тепло), резными ставнями, и обязательно с небольшим, но настоящим огородом и какой-нибудь козой или собакой, привязанной к забору. После наших финско-карельских дач (подобных которым, кстати, нет больше нигде в России) эти обычные русские избушечки казались какими-то нереальными, как будто специально построенными "а-ля рюс"для туристов. Но туристов здесь не было, а самим домикам было от нескольких десятков до сотни лет. Перестроенные-перекроенные множеством поколений, они сохраняли свою русскую душу и вызывали у меня чувство умиления и слёзы.
Хотя однажды мы всё-таки встретили в Омске туристов – четырёх немецких байкеров, ехавших через всю Россию и Казахстан во Владивосток, и далее в Японию. Позже в яндексе я прочла, что только двое из них доехали до Владика, остальные застряли в Хабаровске по причине технических неполадок. Неудивительно: едва ли на Дальнем Востоке можно быстро найти качественные запчасти для их крутых БМВ.
Нам с Артуром довелось поездить и на разваливающихся легковушках, и на огромных, как пароход американских фурах – один раз мы даже ночевали в такой, и на Камазах-драндулетах, и на Лексусах. Нас везли дальнобойщики, бизнесмены, простые рабочие и водители туристических автобусов. Спали мы, в основном, в палатках – то в моей, то в его, т.к. с предыщей ночи одна не успевала просохнуть от росы, и на смену ей приходила другая. Питались сырыми овощами и фруктами, орешками, халвой и иногда блинчиками. Мылись в раковинах на автозаправках, озёрах и речках, и – о счастье!– иногда под душем в квартирах друзей, у которых останавливались в Тюмени и Новосибирске. Как же приятно видеть знакомые лица за несколько тысяч километров от дома – не передать!!! Там же, в Новосибирске мы встретили троих москвичей-автостопщиков, с которыми нам было по пути. Один из этих ребят, кстати, теперь, приезжая в Питер, останавливается обязательно в «Друзьях»!
Один раз мы убегали из Екатеринбургского леса от бандитов (которые, вполне вероятно, приглючились нам в темноте). Один раз ехали на фуре с бывшим заключенным – милейшей души дальнобойщиком из Нальчика. Почти 20 часов тряслись в Камазе на финальном отрезке пути – федеральной трассе Красноярск-Иркутск, где местами не было асфальта, зато были огромные рытвины. В ту последнюю ночь пути мы ночевали в тайге. Водитель предупредил, что тут вполне могут быть медведи, так что из палатки лишний раз лучше не вылезать. Несмотря на страх, спали мы крепко, потому что шли уже 11-е сутки нашего незабываемого пути.
Артур, кстати, оказался замечательным человеком! Мудрым, уравновешенным, смелым и терпеливым. Да и я, кстати, тоже ничего как попутчица. Мы ни разу не то что не поссорились – даже не нахмурились! Выручали друг друга, когда становилось тяжко стоять с табличкой «Иркутск» на трассе (рекорд – 6 часов зависания под Тюменью), за 2 минуты собирали палатку, делили по-братски еду и по очереди развлекали водителей разговорами. Я от всей души благодарна ему за эту поездку!
А потом мы приехали на Байкал: волна радости и ощущение: ЭТО ТОГО СТОИЛО!!! Сопки, небо и сине-бирюзовая вода – вот что осталось в памяти. И ещё ледяной холод: купаться дольше одной минуты практически невозможно – температуры воды +4 даже летом. Зато она кристально-чистая и очень вкусная!
Искренне-искренне советую всем проехать по России если не автостопом, то хотя бы на машине! Из окна поезда никогда не увидеть всей этой захватывающей дух красоты… Кажется, я стала настоящей патриоткой!
П.С. Сейчас это путешествие вспоминается как сон… После него я успела съездить в Финляндию – тоже практически автостопом, а ещё пожить в Непале и Индии 3 месяца. Что касается Артура, то он следует своему плану: побывав на Алтае, он отправился в Китай, затем поехал во Вьетнам и Лаос, жил там с буддийскими монахами и даже получил духовное имя Сомпонг. А в данный момент он кайфует в Тайланде. Следующий пункт назначения – Индия, но когда он там будет – пока неизвестно. Ему просто хорошо. Кстати, бОльшую часть своих вещей он выкинул и раздал, деньги потратил, зато нашёл хорошего друга, с которым они похожи как две капли воды, и теперь путешествуют вместе. Они даже сделали сайт, где описывают свои приключения: http://piligrim21.ru
Я в ЖЖ kerannge.livejournal.com очень много подобных заметок про путешествия пишу)) Особенно про Индию. Скоро книгу,похоже, надо будет выпускать!
Катюш, надеюсь, ты не проспала "русский завтрак"?))
Так что 11 дней - это дорога только в одну сторону :) Нас самом деле, можно было и за недельку доехать, если ночью тоже стопить... Но это очень тяжко для организьма)