Большое путешествие на Байкал
Поход по КБЖД
Для тех, кто не знает, КБЖД – это Кругобайкальская Железная Дорога, построенная в советское время, как часть великого Транссиба. Она берет свое начало от станции Байкал до станции Мысовая и тянется на добрых 260 км. Но в народе КБЖД называют не весь данный участок, а лишь те 80 км, которые связывают станцию Байкал с поселком Култук. Эта линия стала тупиковой после строительства Иркутской ГЭС и заполнения Иркутского водохранилища.
Сейчас мне обо всем этом говорят знающие люди и Википедия, а тогда… месяца полтора назад… Я еще и не подозревала, через что мне придется пройти (в прямом смысле слова).
Байкал – одна из ключевых точек нашего путешествия по стране этим летом, и нам хотелось по-настоящему прочувствовать Байкал, не только со стороны туристических мест, но и взглянуть на него с “дикой” стороны.
Иркутск встретил нас неприветливо, а может быть, это произошло потому, что настроение у нас было унылое. Ну что можно интересного увидеть в Иркутске? Мы рассматривали его только как перевалочный пункт к Байкалу. Нас высадили у въезда в город, в месте под названием Вдовино, настолько оторванном от цивилизации, что даже сами местные жители не знали расписания автобусов до центра. Мы устало скинули сумки и стали ждать городской транспорт. Да-да, мы даже были готовы заплатить по 50 рублей, чтобы добраться до центра. Народ на остановке все прибывал, маршруток не было, а терпение мое стремилось к точке кипения. Частные машины проносились туда-сюда, время было дневное, грешно автостопщику из Питера стоять и ждать автобус! Я решила взять инициативу в свои руки и предложила городской стоп.
“Чтооо? Хочешь постопить в городе? Ну давай… Ну не знаю.. Тут никто не остановится, а если и остановится, то денежку просить будет”, - уверили меня мои товарищи Влад и Яна. Поддержки с их стороны я не встретила, друзья мои даже не соизволили пойти со мной, уверенные в моем грядущем провале. Обиженная, я взяла свой рюкзак и пошла одна стопить Ту Самую Машину. По пути я пела одну очень известную песню, правда, немного заменяя слова: “О Боже, какой мужчина, я хочу от тебя машину! Отвези меня до Иркутска срочно – и точка, и точка!”. Немного странно, но наша “песенная тактика”, придуманная совместно с попутчицей Яной, давала положительные результаты. То ли сила беспощадной русской попсы воздействовала на водителей, то ли мы воодушевлялись настолько, что начинали танцевать – не знаю, в чем причина, но это – работает.
Не подвела тактика и в этот раз. В первой же машине оказался инструктор по скалолазанию Андрей, он – местный житель, знает Прибайкалье как свои пять пальцев. Пока мы ехали на его юркой японской машинке, он проводил нам краткий инструктаж: например, что делать если тебя укусит змея? После этого вопроса я немного сникла, а если точнее – прониклась к Байкалу священным ужасом. Я очень боюсь змей, боюсь и ненавижу их всей душой. как они относятся ко мне, я не знаю и узнавать совсем не хочу. Так вот, наш попутчик сказал, что если нас укусит змея, главное – не паниковать. Вовремя отсосать яд, давать обильное питье и стараться не двигаться, вот залог долгой жизни. И , конечно же, у Андрея были подобные случаи. С худенькой девочкой. Такой как я.
Пока я переваривала информацию, Влад и Яна расспрашивали Андрея о Байкале. Он сказал сразу – избегайте проторенных туристических троп. Вам нужно доехать до поселка Листвянка, что на берегу Байкала, потом добраться по воде до Порт Байкала, а оттуда… берет начало Кругобайкальская Железная Дорога, по которой вы и протопайте 80 километров в сторону поселка Култук. Конечно, можно было избежать такого похода, обойтись меньшими жертвами, но у нас была цель – мы снимаем фильм, а это – прекрасная возможность останавливаться там, где хочется и делать то, что хочется. И тем более наш герой сразу воодушевился от такой идеи. С собой у нас было: та самая палатка из Ленты за 700 рублей (за 300 по другим сведениям), горелка с запасом на 6 приготовлений еды, нзшный запас пропитания, одежда и минимальное снаряжение.
Стоит сделать одно отступление и отметить, что я человек абсолютно не спортивный, не “походный”, исключительно домашний и ценящий комфорт. Отсутствие горячей воды дома меня очень печалит, еще я плохо переношу жару и не люблю солнце. В первый день погодка была как по заказу – пасмурно, но без дождя. Почему бы не прогуляться? Наш водитель сказал, что дня за 3 мы осилим этот путь. Не мы первые, как говорится… Многие из тех, кто живет в этих местах, совершали такое путешествие и не воспринимают это как нечто экстра-ординарное. Взвесив все за и против, я решила согласиться (ха-ха, как будто меня кто-то спрашивал) и смирилась с будущим походом.
Из снаряжения у меня не было ничего, но особенно смущало отсутствие горных ботинок. На ногах - кроссовки, взятые у подруги (бывалые, еще со школы), штаны, купленные в Иркутске (на рынке за 1000 рублей) и футболки (меняющиеся в зависимости от степени загрязнения). У моих товарищей по походу ситуация была получше, ввиду их опытности. Яна – геолог, а Влад просто опытный путешественник.
Итак. В Листвянку мы прибыли во второй половине дня. Уже при приближении к Байкалу, мы с Яной прилипли к стеклам маршрутки в надежде скорее увидеть величественное озеро – гордость России. Деревья, деревья, деревья, холмистая местность, - машина то поднималась на горочку, то на скорости съезжала с нее, а мое сердце, тем временем, прыгало вместе с ней. Через несколько минут ожидания за окнами замелькали туристические домики, гостиницы и… мы увидели Байкал. Художник, если бы захотел нарисовать его в тот момент, когда мы его увидели, использовал бы краски одной тональности – серые. Небо, вода, горы вдали – все было как в названии книги – 50 оттенков серого. Не знаю почему, но мне в голову пришла ассоциация с компьютерной графикой – когда текстуры вдали еще не загружены, они отображаются в виде таких серых смутных гор. Противоположный берег казался таким “компьютерным” и нереалистичным. Гладь воды была спокойной, гладкой. Меня не покидало ощущение сюрреалистичности всего происходящего. Народу было не очень много – это вам не остров Ольхон, где даже климат другой. Первым делом, когда мы вышли из маршрутки, я побежала трогать воду, она оказалась о-о-очень холодной, купаться в ней не будешь (но, как показала практика…).
Методом расспроса местного населения было выяснено, что баржа до Порт Байкала отправляется через двадцать минут, а пешком идти туда далеко, можно не успеть, поэтому мы решаем поехать на машине. Хитрый местный мужичок сразу советует нам свою знакомую женщину-таксиста. Спрашиваем : “Сколько ехать до порта”? Узнаем, что 5 минут. За нашу транспортировку женщина просит 500 рублей. Да, расценки здесь вполне столичные. Но делать то нечего: закидываем сумки в багажник и двигаемся к месту назначения.
Баржа была странной. А может быть не странной, просто я никогда не видела такое средство передвижения. Напротив меня сидела максимально странная группа – цыганки бальзаковского возраста с детьми, латиноамериканка (судя по внешности), которая с трудом разбирала их речь, и парень-иностранец. Мне почему-то показалось, что он – немец. Парнишка жался к своей спутнице и испуганно поглядывал на соседок. Справа от меня, опираясь на загородку, стояла маленькая девочка, с мамой и папой. Я подумала: какая разные цели у всех нас. Цыганки наверняка едут домой, в Порт Байкал. Баржа курсирует по Байкалу пару раз в день, наверное, в самом поселке плохо с продуктами, поэтому местные жители вынуждены мотаться туда-сюда. Ребята-иностранцы наверняка приехали целенаправленно посмотреть на жемчужину Бурятии – Байкал и проделали длинный-длинный путь из своей солнечной Бразилии. Семья с ребенком, скорее всего, живет где-то поблизости, например, в Иркутске, и для них озеро не такое чудо, как для нас.
Резкий толчок – и мы отплываем от берега. Пока мы ждали отплытия, поднялся ветер и стал накрапывать мелкий дождик. Мы закутались в плащи и смотрели на пролетающих чаек, разглядывали дно озера, поражались, насколько прозрачна вода и насколько можно быть бесчувственным и бескультурным, чтобы осмелиться засорять такую кристально чистую воду. Между камней плавало несколько бутылок.
Несмотря на свой почтенный возраст, баржа шла довольно быстро, через 5 минут мы были уже на другом берегу. Какие-то 5 минут, а какие перемены: покосившиеся домики, петляющие линии железных дорог, старые заржавевшие корабли… Погода только добавляла пейзажу уныния. Конечно, мы не смогли устоять и решили подняться на один из кораблей. Признаюсь, это было довольно страшно: пол корабля прогнил и провалился, из уцелевшего осталось только – тяжеленные железные винты, которые унести весьма проблематично. Но все, что можно было унести – унесено. Мои спутники подсказали мне, что утилизация корабля тоже стоит денег, поэтому они стоят, дополняя пост-апокалиптическую картину.
Продолжение следует....
оборвали нас самом интересном месте! как во всех сериалах ))