Человек-невидимка в Китае (Китайское современное искусство от Лиу Болина)
Этот человек был рожден в 1973 году в провинции Шандонг, Китай, и сейчас живет в Пекине. За свою жизнь он несколько сотен раз становился невидимым, сливаясь со стенами, людьми, ландшафтами. Кажется, что нет ситуации, в которой бы он не смог совершить магию превращения. Каждый раз ему приходилось проводить до 10 часов в одной позе, пока кропотливо наносимые на его тело и одежду мазки создавали иллюзию его полного исчезновения. Фотографии, подтверждающие превращения, выставлялись в крупнейших городах мира. Сейчас Болин занимается новым проектом, путешествуя вокруг земли, выставляя свои работы в Париже и Нью-Йорке.
На последних фотографиях его еще сложнее различить, несмотря на то, что он стоит напротив полок магазина, полных бутылками с лимонадом. Другая фотография показывает художника, растворившегося в Великой Китайской стене.
В своем родном городе человек-невидимка преследуется государством, его студия в Пекине была насильно закрыта из-за политической окраски его работ. Официальная названная причина – «несоответствие стандартам современного искусства и современному обществу». Кроме того, работы Лиу получили широкую известность в остальном мире, за рубежом.
«В настоящее время современное искусство в Пекине бурно развивается, но правительство решило, что нельзя допустить, чтобы художники, такие, как мы, работали и жили вместе. Многие выставки были насильно закрыты. Ситуация для художников в Китае в настоящее время – очень сложная, и закрытие студии вдохновило меня на серию фотографий, которую я решил назвать «Скрывающийся в городе», - говорит Лиу Болин.
Его растворение на фоне телефонных будок называется «Висящий на телефоне». Исчезнув напротив двух телефонных будок, Лиу старается обратить внимание общественности на то, как окружение влияет на людей.
Он убежден, что ему определено место в обществе. Он видит себя аутсайдером, чьи артистические усилия не ценятся, особенно в – родной стране.
Стоя в тишине напротив избранной им сцены, в разных уголках мира, художник использует самого себя как чистый холст. Затем, иногда пользуясь помощью ассистента, он разрисовывает себя, достигая полного соответствия рисунка картине реальности, которая находится позади его тела. Прохожие часто даже не обращают на него внимания, не догадываясь о том, что он – не часть пейзажа, пока он не пошевельнется.
Он скрывается перед стеной с граффити, за мужчиной. Смешивается с последствиями землетрясения в Центральном Китае. Растворяется в кирпичах стен, вбирая в себя написанные на них иероглифы, показывая, как окрестности города поглощают людей, живущих в нем.
Лиу Болин говорит, что его вдохновение происходит от чувства социальной отчужденности.
«Некоторые люди зовут меня человеком-невидимкой, но для меня настоящая история – то, что не видно на картинке, и это невидимое важнее всего. Я испытал на себе темную сторону общества, – общества без социальных взаимоотношений, у меня было чувство, что никого не заботит мое существование, и я ощущал себя ненужным в этом мире. С того времени мое отношение к миру и системе сильно изменилось: от зависимости я пришел к противостоянию против системы».
Творческие предпочтения Лиу сформировались после того, как он закончил престижный скульпторский факультет Академии изящных искусств в Китае. Он говорит, что его работа требует огромного количества терпения. «Моя работа – выбрать хороший фон и окружение, где я исчезну и затем стоять неподвижно до того момента, пока не сделан последний мазок кистью».
«Многим нравятся мои работы, я думаю, из-за тихой силы, которыми наполнены фотографии. Я просто стою, но в этой неподвижности присутствует тихий протест, протест против окружения, отсутствия возможностей для выживания, против государства».
«Я хочу, чтобы на моих работах было изображено техническое развитие Китая. Моя работа – своего рода напоминание людям, как общество, в котором мы живем и растворяемся, на самом деле выглядит, и какие конкретно в нем существуют проблемы».
Многих в творчестве Лиу Болина привлекает техническая сторона его работ, мастерство исполнения. В действительности же, насколько удивительна способность художника растворяться, его искусство перенимать оттенки окружающего мира, настолько же интересна идейная наполненность его рисунков. Как никогда актуальна она и для мира, в котором правящие институты все еще способны определять волевым решением, что делает, о чем думает и что видит народ.
Возможно, скоро у нас появится возможность вживую оценить работу Лиу, потому что я попыталась связаться с ним, и пригласить его в Петербург, за новыми идеями для его творчества. Надеюсь, Лиу примет мое приглашение )))