It's car-pooling time!
Впервые с этой формой организации междугородних пассажирских перевозок я столкнулся в Германии. Мне надо было уехать из Лейпцига в Берлин, и коллеги рассказали мне о системе Mitfahrzentrale. Все очень просто: ты приходишь в офис, где тебе предлагают список частных машин отправляющихся в нужном тебе направлении. Если одна из них подходит тебе по времени, ты платишь агентству условленную сумму, составляющую примерно половину цены на билет на том же маршруте, но на другом транспортном средстве, скажем поезде, и приходишь в день поездки. В назначенное время подъезжает машина, водитель которой едет туда же, куда надо и тебе и после предъявления квитанции забирает тебя с собой. В итоге все остаются в выигрыше: агентство зарабатывает на посреднических услугах, водитель частично компенсирует расходы на бензин и обеспечивает себя компанией на дорогу, пассажир-попутчик экономит свои деньги. Например, если поезд из Франкфурта на Майне в Лейпциг стоит 50 ЕВРО, поездка через Mitfahrzentrale обойдется всего в 25 ЕВРО.
Надо сказать, что подобный платный автостоп не немецкое изобретение. Впервые под названием car-pool такой способ передвижения на попутном транспорте появилось на родине массовой автомобилизации – в США. Впервые кар пул стали популяризировать во время Второй мировой войны. Это было связано с экономией ресурсов и сырья. Машины тратили дефицитный бензин, который можно было заправлять в танки и бомбовозы и власти стали активно пропагандировать идею подвоза коллег на работу.
Впрочем, с наступлением мира, о хорошей идее в Америке как-то подзабыли. Более того, на кар пул ополчились бизнесмены, считавшие, что подобные инициативы вредят развитию автомобильной промышленности.
Ренессанс кар пула пришелся на середину 1970-х годов, когда после нефтяного кризиса 1973 года резко подскочили цены на нефть. Американцы и европейцы стали экономить на транспорте и тут-то кар-пул опять пришелся кстати. Количество организованных подвозок выросло на 20%. В 1980-ее годы масштабы этого явления опять уменьшились из-за падения цен на бензин. Но развитие интернет-технологий, позволяющих осуществлять поиск попутчиков в интернете, дало кар пулу вторую (или уже третью) жизнь. Сегодня существуютглобальные порталы позволяющие найти попутчика практически из любой точки Европы.
Интерес к кар-пулу появился и у властей. Ведь совместное использование автомобиля помогло бы решить проблему экологии и пробок. В ряде стран существует специальные придорожные площадки, где путешествующие кар-пулингом могут найти попутную машину. В некоторых городах для автомобилей с более чем одним пассажиром предоставляются специальные выделенные полосы.
Надо сказать, что кар пул - это прежде всего западноевропейское и американское явление. В Восточной Европе и странах третьего мира подобная система большая редкость. Причина, на мой взгляд, кроется в проблемах безопасности, не все готовы садиться в машину к незнакомцу, особенно если криминогенная ситуация в стране оставляет желать лучшего. С другой стороны, для некоторых водителей машина является статусным предметом. Если ты приобрел автомобиль, то не стремишься пускать в него кого попало. Но возможно, по мере роста цен на топливо, предрассудки на счет кар пула останутся в прошлом. Тем более, что у нас в стране первые ростки отечественного кар пула уже прорастают на благодатной почве Интернета. Наиболее близким аналогом западного кар пула являются проекты типа «Махнем ру», где можно найти и попутчиков на коммерческой основе и просто любителей путешествовать в хорошей компании.