The STARTUP - настольная книга основателя
"Созидание намного интереснее потребления" П. Дуров.
Очень тяжело решиться на свой собственный проект. Потенциальные молодые предприниматели, напуганные статистикой выживания стартапов (всего 15-20%), необходимостью платить ипотеку и работать над проектом 24 часа в сутки, ищут себе оправданий сидя на уютной кочке в корпоративном болоте, вместо того, чтобы занять место капитана в маленькой собственной шлюпке, которую рвут штормовые ветра и топят волны бушующего океана бизнеса.
Одна из мантр, которую на смертном одре будет повторять обросший мхом в своем болоте несостоявшийся гуру бизнеса: "Вот была бы книжка, которая помогла мне начать свой проект и объяснила что и как делать - я бы тогда решился")
Есть такая книжка!
Книгу "СтартUP - Настольная книга основателя" написали Стив Бланк и Боб Дорф - серийные предприниматели с мировым именем, основатели нескольких крупных стартапов.
Эту книгу называют "самым фундаментальным курсом по управлению стартапом, который только существует в мире", тем более, что книг по управлению крупными состоявшимися бизнесами написано великое множество, а практической информации как довести стартап до точки безубыточности, увы, не так много.
В книге более 600 страниц ценных пошаговых рекомендаций, но меня больше всего заинтересовал раздел, посвященный взаимодействию с потенциальными потребителями стартапа. Революционная методика, направленная на увеличение числа потребителей, созданная авторами, уже помогла тысячам предпринимателей в создании бизнесов. Идея метода проста и заключается в том, чтобы как можно раньше выйти из офиса и проверить свою бизнес модель на реальных потребителях, внося в первоначальную бизнес-идею пошаговые изменения, которые, хотя и могут преобразовать ее до неузнаваемости, но сделают ее успешной!
ШАГ 1: Сформулируйте гипотезы о бизнес-модели.
На начальном этапе важно структурировать видение основателей с помощью бизнес-модели, состоящей из девяти элементов: продукт, потребители, каналы, формирование спроса, модель поступления доходов, партнеры, ресурсы, виды деятельности и структура затрат.
Затем команда составляет краткое изложение гипотез по каждой из девяти составляющих.
Важно, чтобы текст уместился на одной странице и должен включать в него перечень экспериментов и тестов, которые позволят опровергнуть или подтвердить их.
ШАГ 2: Тестирование проблемы.
На этом этапе важно провести эксперименты, чтобы проверить верность гипотез "о проблеме потребителя" которую стартап и должен решить. Простота и гениальность подхода в том, что сначала вы находите проблему, а уже потом создаете бизнес, а не наоборот.
На этом этапе оцениваются важность "проблемы" и потенциальные масштабы бизнеса.
Для этого тестируется большинство составляющих бизнес-модели, включая ценностное предложение, ценообразование, стратегию работы с каналами и процесс продаж.
Основная задача - "превратить гипотезы в факты", отбросить ошибочные гипотезы и предложить новые. Эта работа помогает основателю получить представление о деятельности, рабочих процессах и структуре компании потребителя, а также, его потребностях в тех или иных продуктах. После сбора фактов бизнес-модель обновляется.
ШАГ 3: Тестирование решения.
Этап необходим для проверки "решения", выставляя свое ценностное предложение (продукт, ценообразование) на суд потребителя и соотнося их отклики с ранее разработанными критериями "прошел/провалил".
Цель шага - не продать продукт, а проверить, хорошо ли основатель уяснил проблему, совершая шаг 2, когда потребители говорили: "Даже этот минимальный набор характеристик решает наши проблемы" или "Этот продукт нужен мне".
Идеально, если потребитель задаст вопрос: "Как я могу получить Ваш продукт?"
Успех близок, если потребители активно интересуются продуктом, пользуются им, приводят друзей!
ШАГ 4: Верификация и разворот.
Очень важно вовремя остановиться, оценить результаты проведенных экспериментов и убедиться, что:
- вы досконально изучили проблемы, увлечения и нужды потребителей;
- ценностное предложение решает проблемы и удовлетворяет желания потребителей;
- существует значительное число потребителей, готовых приобретать продукт;
- итоговый доход сделает бизнес прибыльным!
Именно так выглядит процесс выявления потребителей в соответствии с книгой легендарных стартаперов.
Коллеги, если книга вас заинтересовала (а я очень на это надеюсь)) - с 10 января она в корпоративной библиотеке!