Музей современного искусства Киасма
Финляндия страна небольшая и, не будучи ведущим игроком на политической или экономической арене, она зарекомендовала себя довольно «плодородной» с точки зрения современного искусства.
И, конечно же, там просто не может не быть музея современного искусства. Построенное по проекту американского архитектора Стивена Холла в 1998 году здание располагается в самом центре Хельсинки рядом с железнодорожным вокзалом и служит примером тому, как хорошо современная архитектура вписывается в даунтауны северных городов.
Название музея произошло от греческого термина «хиазма», который обозначает перекрещивание зрительных нервов. Вот так замысловато организаторы характеризуют значение и форму подачи своих экспонатов.
На это музей у нас не было много времени, но он того и не требует. Современное искусство, как правило, берет эпатажем и либо нравится с первого взгляда, либо думаешь «что за глупость» и проходишь мимо.
Финны выставляют в основном свое собственное современное искусство, благо такого хватает, и оно на неплохом уровне. Мы посмотрели проходившую в эти дни выставку Eyeballing! посвященную финским комиксам. Авторы отошли от представления последовательных кадров на плоском пространстве, из работы можно рассматривать со всех сторон, а порядок действий зачастую разрушен до основания. Революция по всем принципам авангарда, только в мире комиксов.
Последние пять лет наблюдается активное развитие финских комиксов. Наши северные соседи уже не раз принимали участие в Питерском фестивале Бумфест, который проходит в сентябре-октябре и других европейских фестивалях. Теперь они выставляют свои работы на суд своих соотечественников.
Вторая выставка называется Camouflage и построена на взаимодействии визуального искусства и дизайна. Предметы интерьера становятся объектами искусства, носителями идей и мнений, как например проект OccupyChairs американского художника Себастьяна Эрразуриза. Раскладные стулья, выставленные в музее с написанными на них лозунгами с акции Occupy Wall Street, можно считать прямым отражением современной политической ситуации.
Перевернутые велосипедные колеса того же автора недвусмысленно отсылают к редимейдам Дюшана, наделавшим шуму еще в начале ХХ века.
19 авторов и коллективов не только из Финляндии, но и Нидерландов, Аргентины, США, Гонконга и Швейцарии поднимают в своих проектах такие проблемы как насилие над детьми и загрязнение природы, уничтожение исторических ценностей и ценность человеческого мнения в политике. Где-то с большим, где-то с меньшим эстетическим успехом всем им в целом удается донести свое послание до аудитории.
Отдельный экспонат музея – само музейное пространство. Однако в отличие от тех же испанцев с их Гуггенхаимом в Бильбао, финны скромнее в своих попытках сломать это самое пространство. Выставочные помещения по-прежнему выглядят как обычные комнаты, переходами между ними служат незамысловатые лестницы, а стены и потолок кое-где сплошь стеклянные.
Не самый эпатажный музей современного искусства, но ценителям будет что «заценить». Тот же, для кого современное искусство по-прежнему ассоциируется с именем Пикассо, скорее всего, будет разочарован.
И еще. Если уж мы касаемся современного искусства. В большинстве своем оно вообще как бы не заинтересовано в зрителе. Оно не призывает: "Зырь!" А как бы пофигистично говорит: "Не нравится - проваливай!"
Смерть же, в обществе потребления и пропагады "Йогуртно-милкивэй-айфоновой" жизни, не приносит капиата -и оттого не отражена в искуссстве: живи ты в средние века, "смерть" окружала бы тебя всюду в повседневном искусстве, она воспринималась, как данность, как нечто, ходящее о бок. И изображалась редко "неэстетично", и ирреально.
Видели произведения Сафронова? Что это, китч? Вот сегодня если о мире рассказывать словами Герцена или Пушкина будет такой же дичайший китч. А вот корова расчлененная мне больше расскажет о мире, пусть шокирует, но заставит думать. А красота ваша ни о чем думать не заставит, никаких эмоций кроме умиления не вызовет. Потому, что узнаваемость и стертость смыслов присутствовать будет. Такой красотой вон на Невском торгуют.
А то, что писали раньше десятилетиями, это вы тоже бросьте. Кто-то может и писал, но вот скажем Айвазовский написал за жизнь более 6000 полотен, Рубенс около 2000, так что это не показатель. Зачем сегодня писать картину, если все, что нужно, можно сфотографировать и смонтировать?
Для меня и сейчас, в эру фотографии, и fast-shots , живопись - сильнее других видов искусств, и на равне разве что с музыкой. кому - арбуз, а кому -свинной хрящ. Спорить, скорее, бесполезно
Ага, то есть вы призываете художника наплевать на вкус общества и писать как ему вздумается, но при этом говорите, что он должен еще кому-то понравится. Любой художник хочет продать свое произведение, иначе он умрет. Все, кого мы знаем, за исключением пары (на самом деле пары, и это не преуменьшение) художников так или иначе участвовали в товаро-денежных отношениях.
Мое отношение к вышеуказанным личностям, причем ко всем, кроме Сафронова, положительное. Но либо мы занимаемся археологией и раскапываем мамонтов, либо смотрим в настоящее. Вы раскапываете мамонтов. При всем при этом еще высказываете взаимоисключающие вещи: художник должен нравиться - художник должен голодать. Я не утверждаю ни того, ни другого. Я утверждаю, что как раз такое отношение к искусству (с позиции нравится или нет) есть худшая из форм потребления искусства, хотя хуже, наверное, игнорирование.
То есть вам не нравится и все - прихоть. Седня это захотел, завтра другое. Настроение было плохое, когда на выставку пришел - не понравилось. Глубже надо искусство рассматривать, глубже.