Жильцы и долгожители, в театр не хотите ли?
С некоторых пор у Друзей и наших гостей появилась возможность ходить в Александринский театр с невероятными скидками! Не преминули воспользоваться этим администраторы хостела на Банковском. В прошлую среду мы посмотрели постановку пьесы Ибсена «Гедда Габлер». Спешим поделиться своими впечатлениями, кому-то порекомендовать, а кого-то, может быть, отговорить посещения этого спектакля.
Возвращение Камы Гинкаса на петербургскую сцену без эпатажа не обошлось. Пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена о поисках красоты и свободы, о женской эмансипации и юношеском максимализме в его постановке вызвала многочисленные споры и непонимание, как среди публики, так и в профессиональной среде.
С первых минут спектакль обрушивается на тебя и вовлекает в свое действо. Недоумение, негодование, неодобрение, удивление – эмоции, с которыми зритель встречает полуобнаженную главную героиню Гедду Габлер. Ее игра на скрипке сопровождается видеорядом: процесс рождения и перерождения всего живого (от морских обитателей до млекопитающих) – тема, которая еще не раз всплывет в этой постановке.
Говорят, что для актрис сыграть Гедду, все равно, что для актеров – Гамлета. Роль действительно очень сильная и неоднозначная и требует не только смелости, но и внимания к акцентам. Выпускница Семена Спивака Мария Луговая играет так, что не может оставить равнодушным ни одного зрителя: кого-то она задевает своими вызовами, кому-то противна до ужаса, а кто-то влюбляется в ее свободную и прекрасную в своем протесте героиню с первого взгляда.
Этот спектакль о ней, он назван ее именем. Гедда Габлер – красавица с экстравагантным поведением, которая не вписывается в мещанский мир, этот мир не имеет с ней ничего общего, как и она с ним. Весь ее бунт ломается о стену равнодушия, как о стеклянные декорации на сцене; другие персонажи даже не пытаются ее понять, как у Горького, герои не слышат друг друга.
Гедда не может примириться с ролью женщины-жены, машины для воспроизведения рода. Муж-ученый Йорген Тесман полностью поглощен своей работой, для него она лишь атрибут, предмет интерьера. Для Йоргена вся жизнь – рукописи его книги, и сильнейшие чувства в его душе – зависть другу, книга которого кажется ему гениальнее.
Эйлерт Левборг - друг Тесмана и юношеская любовь Гедды – единственный герой, в котором она видит отголоски красоты, свободы и жизни. Лишь от него она ждет взлета и умоляет, чтобы хоть один раз что-то в его жизни «было красиво». Эту мнимую красоту Гедда считает победой над всем миром и торжествует, хоть миг, когда всем сообщают о самоубийстве Левборга. Асессор Бракк спешит разрушить ликование Гедды: вместо картинного выстрела в висок, ученый умер, позорно продырявив живот.
Два пистолета, с которыми весь спектакль «играется» дочь полковника Габлера не могут не выстрелить по чеховскому обычаю в конце пьесы. В самоубийстве Гедды удивляет не факт, а форма подачи. На груде запакованных в полиэтилен вещей, под струями дождя со скрипкой в руках она кончает с собой выстрелом в висок. Что может быть красивее? Однако это ничуть не тронуло остальных героев, не оторвало Тесмана от рукописи, лишь Асессор Бракк в недоумении воскликнул «Ведь так не делают!»
Если Вы собираетесь в Петербург в октябре, вы сможете сами посмотреть и оценить постановку «Гедда Габлер». Два вторника, 9 и 23 октября пьеса будет идти на сцене Александринского театра. Чтобы заказать билеты, обращайтесь к администраторам хостелов!