Акведук Понткисиллте в Уэльсе
На днях, в нашем «Союзе Путешественников» мы объявили конкурс. Суть проста. Участники нашей группы вконтакте должны угадать, что за удивительное место изображено на фотографии. Вассенштрассенкройц - прекрасный судоходный мост в Магдебурге наши путешественники отгадали быстро. Не вызвал проблем и уникальный теннисный корт отеля «Бурдж аль Араб» в Дубае. А вот с третьей загадкой возникли трудности...
Не знаю, как дошел до правильного ответа победитель, а я определил «британскость» акведука Понткисиллте по квадратным заклепкам. Он действительно находится в Великобритании. И я горд собой, хоть и не угадал, что «мост» находится в Уэльсе. А он действительно там - нависает себе над долиной реки Ди, что на северо-востоке страны. Уж не знаю, есть ли в Великобритании еще акведуки, но Википедия говорит, что Понткисиллте – самый длинный и высокий.
Каждый год по каналу Лланголлен (ну и названьице!), частью которого является акведук Понткисиллте, проходит более пятнадцати тысяч лодок. Для Великобритании это много – можно говорить о том, что движение по каналу является напряженным.
Это сейчас, когда акведук Понткисиллте внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается шедевром гражданской инженерии, а мостостроители всего мира равняются на своих коллег из позапрошлого века, легко говорить о том, что конструкция идеально вписывается в ландшафт, красива и вообще совершенна. Двести лет назад люди считали иначе - проект акведука казался современникам утопией. Местным жителям нужны были не фантазии инженеров, а конкретное решение транспортной проблемы.
Свыше тридцати метров у берегов – небывалая высота для акведука. Не забывайте о том, что это начало девятнадцатого века. Впрочем, в удивительном 3D-ролике, который вы найдете чуть ниже, видно, что технологии того времени не так уж и отличались от современных. Конечно, вертолет облегчил бы задачу строителям, но ничего – и с лошадкой справились.
Знаменитый строитель каналов Уильям Джессоп и инженер Томас Телфорд с энтузиазмом взялись за постройку уникального сооружения. Первую лопату воткнули в землю в июле 1795 года. Всего у моста 19 пролетов, а опоры имеют интересную клиновидную форму – сужаются кверху с восьми метров до пяти. Вообще, изначально канал хотели построить гораздо ниже, а под ним – сделать шлюзы. От этого плана отказались – уж больно много воды понадобилось бы для заполнения канала. Впрочем, немало ее и в нынешнем желобе акведука Понткисиллте – целых полтора миллиона литров. В 1998 году всю эту воду вылили в реку Ди, чтобы несколько обновить желоб. Посмотреть на водопад пришло и приехало множество зевак.
Впрочем, давайте вернемся к процессу строительства, ибо он интересен. Во время возведения конструкции было опробовано сразу несколько серьезных инноваций. Во-первых, применяли необычный раствор. В известь решили добавлять бычью кровь – для надежности. Во-вторых, опоры моста сделали полыми, сделав акведук существенно легче. И, наконец, третьим ноу-хау оказалось решение сделать арки и желоб не из привычных камней и глины, а из чугуна. Для того, чтобы отлить все необходимые элементы даже пришлось построить целый металлический завод.
Как это обычно и бывает с гениальными сооружениями и постройками, когда акведук Понткисиллте достроили в ноябре 1805 года, обыватели ахнули и тут же начали гордиться соседством с уникальным мостом-каналом. Впрочем, главной радостью жителей деревенек Кевн-Маур и Вронкисиллте стало все-таки то, что расстояние между ними сократилось до неправдоподобных 313 метров (длина акведука). Теперь для того чтобы встретиться им не нужно было спускаться с одного холма и, преодолев реку Ди, карабкаться на другой холм.