Галле
Freiraum Gallery: All You Can Paint
Какой образ рисуется у вас в голове при упоминании о Германии? Строжайшая точность и педантичная аккуратность во всем, чрезмерная пунктуальность, политкорректность и толерантность, доведенные до абсурда, реки пива, белые баварские сосиски, Октоберфест? Один мой знакомый немец потрясающе пошутил в ответ на мой вопрос о самом безбашенном поступке в его жизни. «Я однажды дорогу перешел на красный свет», сказал он.
Честно признаться, чего-то такого я и ожидала от двухнедельного пребывания в этой стране, ведь, как известно, дыма без огня не бывает и стереотипы не возникают из воздуха. Именно поэтому в несколько раз сильнее и мощнее воспринялась мной Freiraum Gallery - музей уличного искусства под открытым небом в небольшом городке Галле, затерянном где-то в провинции Саксония-Анхальт, впечатлением о которой я хочу поделиться.
Данило-мастер, один из отцов-«возрождателей» этого творческого и посему свободолюбивого квартала в благочестивом бюргерском Галле, любезно согласился провести экскурсию и дать некоторые подсказки и ключи к трактовке того или иного шедевра. Давайте вместе не спеша прогуляемся по Галле, где попеременно то справа, то слева открываются целые истории личностного восприятия реальной жизни.
Как это зачастую происходит в пестром потоке изменчивых нравов под названием Город, вкусы и настроения его обитателей колеблются от обожания до ненависти в зависимости от общей ситуации в стране и в мире. Этот скачек произошел с кварталом, о котором идет речь: после падения Берлинской стены люди, населявшие его, подались в большие города или в считавшие более престижными районы того же Галле, а будущий Freiraum пришел в запустение и уныние, сопровождавшиеся появлением наркоторговли, сквоттерства и проституции.
Власти Галле, отчаявшиеся и чрезмерно расстроенные из-за наличия этого Бермудского треугольника на карте подвластного им города, решились на крайние меры и отдали квартал на расправу группе уличных художников-энтузиастов, напутствовав их словами «Делайте с Галле, что хотите, все равно хуже уже не будет». Так, из полнейшего минуса и минора возникло новое, возрожденное, целостное, как еще одно доказательство фицджеральдовского тезиса о том, что нужно сначала разрушить до основания, чтобы потом выстроить лучше, чем было раньше.
Название Freiraum означает открытое пространство, в котором ничего не препятствует свободному движению воздуха. Это и стало своего рода общей концепцией и новым девизом района Галле: All you can paint (Все, что вы можете нарисовать). Никаких ограничений, никаких требований о соответствии чьим-то представлениям о красоте и уместности, а только искреннее желание создавать, творить и делать мир лучше, таким вот способом применяя свой талант.
Каждый может найти себе дом по душе в Freiraum. Согласитесь, невозможно создать шедевр, который удовлетворит вкусам всего человечества, зато Данило с гордостью подчеркивает то, что в его галерее нет дома, который был бы ненавидим всеми, что само по себе есть превосходный результат, потому что альтернативное искусство, мягко говоря, повод для дискуссий и благосклонно принимается далеко не всеми.
Художники из разных стран упаковывали свои баллончики с красками, приезжали в Галле, выбирали себе дом по и рисовали на нем свои мысли. Африканские мотивы, белорусское видение создания Вселенной, итальянское Возрождение, дом с овцами, классическое уличное граффити, строгость и простота геометрии, игра с тенью и светом, буддистская философия и мотивы Индии, Алиса в Зазеркалье, человеческая мясорубка – всего не перечислить, да и не стоит этого делать, ведь это разнообразное великолепие создавалось, чтобы на него смотрели и внимали, чтобы прочувствовали и пропустили сквозь призму собственного опыта зрители и наблюдатели.
Отдельно хочется остановиться только на двух работах. Первая – огромный портрет пожилого мужчины в монохромных тонах. Его автор, художник из Германии, принципиально рисует только людей в возрасте, потому что их лица полны фактурных деталей, а глаза – бездонные колодцы жизненной мудрости и житейского опыта. Удивительно то, что этот гигантский портрет во всю стену дома стал подарком ко Дню рождения одному сибирскому дедушке, ныне здравствующему, у которого художник гостил во время путешествия по бескрайним российским просторам. Дедушка получил фотографию и теперь жаждет приехать в Галле и увидеть себя своими глазами, прошу прощения за тавтологию.
Второй дом в Галле, о молчать о котором было бы преступлением, это дом – рассказчик, дом – свидетель. На его белом фасаде из левого нижнего в правых верхний угол прорисовывается ни много ни мало история человеческой жизни. Мы все начали с детской площадки, где все было возможно. Мы сражались с Драконами и побеждали их. Лестница в Небо была головокружительно высокой, но не возникало ни малейшего сомнения в ее безопасности. Позже, зарывшись в процесс постижения того, как все устроено в этом мире, мы прятались в Библиотеках, в то время как Монстры повседневной жизни похищали наших Возлюбленных. Сражения становились все сложнее, а их результаты – более непредсказуемыми. Если же у нас хватало храбрости идти до конца, и наши Возлюбленные предпочитали нас Монстрам, всегда оставался риск того, что эти же самые Возлюбленные в один момент превратятся из тех, кого мы полюбили, в огромные воздушные шары с разреженным воздухом внутри, который непригоден для дыхания. Внешне они, несомненно, выглядят впечатляюще, но какая сторона важнее для нас? А этот Волчара за офисным столом, вершитель судеб, средоточие власти и могущества, дергающий за денежные струны. Где то сокровенное место, куда не проникнет его ядовитое дыхание? И закончим мы все примерно одинаково: ближе к небу, размеренно покачиваясь в деревянном кресле-качалке и оглядывая прожитое. Что останется от нас, что мы оставим после?
Каждый найдет что-то для себя в Freiraum Gallery города Галле, такой уж она задумана, такой ее создали. Вы, кстати, можете внести свою лепту и расписать дом своими красками, только скажите Данило. Если же желания рисовать не возникло, просто загляните в этот квартал. Вы вернетесь оттуда другими.