Идеальный руководитель - почему им нельзя стать. Или, все-таки, возможно?
На сайте Друзей в разделе "наши лица" есть сотрудник, у которого вместо должности (в отличии от других его коллег), четыре английских буквы - PaeI.
Эти "загадочные" буквы настолько глубоко вошли в жизнь Друзей - что мы и сами удивляемся, как жили до появления в нашей Компании замечательной книги "Идеальный руководитель" Ицхака Адизеса.
Для наших молодых и талантливых менеджеров - эта книга - не только настольное пособие, подсказывающее как действовать в различных ситуациях, но и возможность объективно оценить себя и своих сотрудников (а иногда и своих руководителей).
По Адизесу - любой менеджер, не важно управляет он хостелом Друзья или Газпромом, выполняет четыре функции: "Производит результаты - буква P", "Администрирует - А", "Является Предпринимателем - E", "Интегрирует - I".
Каждой букве соответствует вопрос, который руководитель задает себе каждый день в процессе управления:
(P): Что нужно сделать?
(А): Как это нужно сделать?
(Е): Когда/зачем это нужно сделать?
(I) Кто это должен сделать?
Для того чтобы осуществлять одновременно эти четыре функции и эффективно отвечать на вопросы, считает Адизес, руководителю необходимо обладать многочисленными, порой взаимоисключающими, качествами.
Автор в своей книге делает важный вывод: менеджмент — слишком сложный процесс, чтобы с ним мог справиться один человек и идеального менеджера просто нет в природе.
Как же быть?
Доктор считает, что чтобы компания была эффективной сегодня, и еще важнее - через год, ею должна руководить команда менеджеров, состоящая из людей с взаимодополняющими стилями управления.
По какому принципу подбирать сотрудников в такую команду? Как им правильно строить общение, чтобы даже неизбежные конфликты использовать для принятия качественных решений?
Адизес дает ответы на эти вопросы - порой неожиданные.
Он, к примеру считает, что конфликт важен и даже нужен в любой Компании и задача руководителей — превратить его в функциональный.
Как это сделать? По мнению Адизеса есть только один способ - "создать атмосферу взаимного доверия и уважения. Хороший менеджер добивается этого, формируя доброжелательную среду, которая благоприятствует обучению".
Что такое взаимное доверие?
По Адизесу - это "основания предвидеть, верить и надеяться, что, хотя наши индивидуальные интересы в отношении организации разнятся в краткосрочном аспекте, в долгосрочной перспективе они в основном совпадут".
Книга предназначена не только состоявшимся руководителям, особенно я рекомендую ее тем нашим сотрудникам, которые только задумываются не попробовать ли себя в менеджменте.
5 идей от Адизеса
И в заключении пять идей от Адизеса для наших молодых руководителей:
1. Чтобы совершенствоваться, человек должен сосредоточиться не на том, что дается ему легко, а на том, что у него получается плохо.
2. Когда один и тот же процесс повторяется вновь и вновь, он превращается в привычку, а привычка спустя какое-то время превращается в форму. Если не подвергать эту форму периодическому анализу и пересмотру и не менять ее, она омертвеет.
3. Качественный процесс принятия решений требует такого порядка распределения ответственности, при котором краткосрочные задачи отделены от долгосрочных, иначе последним никогда не будет уделяться должного внимания.
4. Обязанность - это результат, которого ожидают от того, кому поручена соответствующая работа. Ответственность — это нечто большее, чем обязанность.
5. Хороший менеджер в разгар конфликта сохраняет спокойствие. Он не теряет голову и не поддается эмоциям. Он остается объективным.