Ижевский завоТ
В "Друзьях" на днях останавливалась интересная гостья Вера Вахрушева, привезшая в наш северный полисадник культуры ростки искусства из своего родного города Ижевска, да не абы какое, а самое современное. Вера Вахрушева принимает непосредственное участие в художественной жизни Ижевска, так как является арт-менеджером и куратором выставок в своем славном городе, именно поэтому она вошла в состав художественного десанта, окупировавшего территорию музея современного искусства Эрарта.
Что мы знаем об Ижевске? Да, ничего, если честно. Только слышал кто-то где-то про автомат Калашникова и Бурановских бабушек. Для устранения этой географической слепоты и невежества и была организована выставка "Ижевский завоТ". Прелесть любой художественной выставки заключается в том, что она говорит со зрителем через посредничество зрительного нерва. Воспринимая художественные образы, мы ощущаем некий духовный мир Ижевска гораздо ярче, нежели когда узнаем о нем скупые статистические факты, топографические названия или имена местных знаменитостей.
Любой местности, чтобы обрести свое лицо в глазах постороннего наблюдателя, нужно представить узнаваемый лаконичный образ - бренд. Сегодня искусство - основной инструмент брендинга. Оперируя мифологией, связанной с местной топонимикой, в частности финно-угорской мифологией, или вернее, оперируя романтическими переживаниями некой духовной связи с древнейшим историческим прошлым местности, на которой расоложился некогда Ижевский завод, выставка представляет нам впечатляющий образ целой вселенной, где в чрезвычайно сложном сплетении находятся современность и прошлое.
В принципе такая картина далеко не нова для искусства - ижевские художники идут по пути примитива. Только если в отличие от, скажем, выставок Бубнового валета и Ослиного хвоста, участники которых в основном перенимали эстетическую сторону лубочного народного искусства в надежде на освобождение от пут разума, то на выставке "Ижевский завоТ" примитива в прямом смысле этого слова маловато. Больше, как мне видится, на ней присутствует игры, театра с переодеваниями в деревенские платки и лапти.
Удмуртия, куда территориально входит Ижевск, как известно, родина этнофутуризма - явления в самой своей основе, как мне кажется, противоречивого. Термин по сути представляет собой оксюморон, в котором поразительно сочетаются взгляды в прошлое и в будущее. Хотя в дискурсе постмодернизма, в русле которого этнофутурихм появился на свет, такое сочетание не должно вызывать недоумения.
Именно этнофутуризм и составляет основу выставки. Энвиль Касимов, один из лидеров ижевского искусства представил современных Венер, которых он называет "Протобарби", с рыбьей чешуей и куриными головами. Андрей Костылев, чью персональную выставку, по словам Веры Вахрушевой, хотела бы провести Эрарта, создал удивительные пейзажи, на которых сочетаются видения цифровой эпохи в пиксельной графике и игра ярких фольклорных красок.
Выставка получилась солидной (аж в 2 этажа), и на втором этаже уютно расположился многорукий Христос или "Распятый Шива", как озаглавил свою работу Анфим Ханыков, на которого тут же умудрились обидеться верующие, и его же лежащий Будда. Скульптуры явно отсылают к традициям пермской деревянной скульптуры. Рядом с этим боголепием - комикс-лубок Зои-Лебедевой про небезызвестных Бабушек, занявших какое-то место на прошлом Евровидении. Вся эта мешанина, безусловно, отражает ситуацию в современном мире с его поисками духовности в прошлом, с попыткой модернизировать набившие оскомину культы и поверья, популяризировать искусственно то, что невозможно, по большому счету, популяризировать.
На этом этнофутуристическом фоне, который хоть и является главной визитной карточкой Ижевска, однако не дает вздохнуть свободно ничему другому, теряется то искусство, которое не связывает себя с этнофутуризмом. Сказывается хищность любого узнаваемого бренда - конкуренцию ему может составить единственно столь же сильный противник, но на выставке "Ижевский ЗавоТ" такого не было. Создается впечатление, что в современном искусстве Ижевска есть только этнофутуризм, что разумеется, не может быть таковым. Пожалуй, это единственный минус художественной выставки и, в принципе, проекта "Россия в Эрарте", который представляет сложный и противоречивый мир регионального искусства всегда с какой-то одной точки зрения, но это неизбежно, ведь создатели выставки имеют личный взгляд на те явления и процессы, которые они хотят продемонстрировать. Вера Вахрушева и те люди, что вместе с ней привезли к нам выставку "Ижевский завоТ" видят искусство своего города именно таким. Но бояться одностороннего взгляда на вещи сегодня просто не стоит, ведь в разнообразии субъективных точек зрения - залог сохранения современной культуры.
Дмитрий, да будет Вам известно, что двое Ваших не самых последних коллег родом из этого чудесного города! Не знает он ничего об Ижевске! )))