Мастерская Аникушина
На днях искусствоведческие и околоискусствоведческие «Друзья» побывали в единственной в Петербурге скульптурной мастерской, предназначенной для изготовления моделей памятников в натуральную величину – Мастерской Аникушина.
Филиал Музея городской скульптуры, открывшийся всего каких-то пару месяцев назад, уже сейчас претендует на звание подлинного культурного центра, арт-пространства для современной выставочной деятельности и даже театральную площадку.
Ведомые заманчивой возможностью познакомиться с той стороной жизни памятников, которая обычно скрыта от простого зрителя – от первого наброска на бумаге до отправки готовой модели на завод для отливки в бронзе, команда «Друзей» под ручку с «Петербургскими отелями», охотно согласилась на предложение наших партнеров из«Круга Друзей» посетить познавательную лекцию, прикоснуться к тайнам создания шедевров.
Музей-мастерская известного скульптора 20 века Михаила Константиновича Аникушина - филиал Музея городской скульптуры – многогранный выставочный зал: здесь бок о бок соседствуют скульптуры с фотографиями, документы, касающиеся жизни и творчества ваятеля с его личными инструментами, разнообразие которых наглядно показывает, насколько сложен и серьезен труд скульптора. Размещены экспонаты в нескольких залах – непосредственно в бывшей мастерской, где вблизи можно посмотреть на гипсовые модели известных монументов, а также - в застекленных витринах открытого хранения, примыкающих к главному корпусу, призванных заинтересовать праздно шатающихся прохожих заглянуть и в сам музей.
Прогуливаясь по великолепному, стильному, продуманному галерейному пространству, трудно поверить, что эта бывшая мастерская, где когда-то рождались знаменитые монументы (памятник Пушкину на площади Искусств, Ленину на Московском проспекте), еще совсем недавно была заброшена и забыта. Место, где можно часами бродить среди скульптурных образов Чехова, Пушкина, Бехтерева, желательно наедине, и чувствовать столь характерную особенность скульптурных персонажей Аникушина, вступающих в диалог со зрителем, завораживая своей выразительностью и проникновенностью. Людмила Титова, заведующая экскурсионным отделом, прочитала лекцию, дающую широкое представление обо всех этапах работы скульптора над монументом: как зарождается скульптура, каким скульптор видит и каким создает памятник, что необходимо ему для работы, какие он использует материалы, чем работа над монументальным памятником отличается от работы над миниатюрной скульптурой.
Оказывается, здание специально было спроектировано для создания монумента Ильичу, и мастерская оказалась идеальной: с высокими потолками, достигающими 15 метров, окружной лестницей и огромным окном на северную сторону, чтобы дневной свет был как можно мягче. А в специальной нише, обложенной плиткой, располагалось основание настоящего башенного крана. Скульптуру лепили в полный рост: кювет для глины приходилось постоянно пополнять из карьеров области. Кстати, помимо работ самого художника, значительная часть экспонатов выставки знакомит с работами разных поколений учеников Аникушина, скульпторов ленинградской школы, которые в разные годы учились у Михаила Константиновича в Академии художеств.
Музей приглашает в гости, и работает даже в вечерние часы, всем, интересующимся монументальной скульптурой, рекомендовано к посещению, гостям же наших яхонтовых - еще и скидка на билет от "Круга Друзей" :)