Театр в гостинице эпохи Возрождения
В рубрике «Место действия – отель» мы пишем о разных художественных явлениях, для которых отель стал ключевым образом, или просто местом, в котором происходят важные для сюжета события. Отель часто используют как место действия не только в кинематографе, но и в театре. Более того, мало кто знает, что гостиница является прототипом современного театрального зала! Древние греки и римляне играли спектакли на огромных стадионах под открытым небом, в средние века представления, в зависимости от жанра, разыгрывались в церквях или прямо на городских площадях.
А в эпоху Ренессанса театральное искусство приобрело статус элитарного, а соответственно камерного. Поэтому, круг зрителей нужно было ограничивать и делить по принципу сословного превосходства. Специальных театральных площадок тогда не было, и бродячие актёрские труппы путешествующее по западной Европе стали выступать в дорогих гостиницах, ведь именно там можно было застать элитарную публику.
Английская или испанская гостиница в то время – это большой прямоугольный дом - «колодец», в котором почти не было окон выходящих наружу. Все окна и балконы многочисленных гостиничных номеров выходили во внутренний двор, который был закрыт от посторонних. Фасад такого здания представлял собой глухую стену с единственной большой железной дверью, через которую все гости попадали в гостиницу.
Внутреннее пространство здания легко превращалось в театральную площадку – в одной стороне двора выстраивался высокий помост, оборудованный всем необходимым: лестницами, креплениями, условными «кулисами». На такой сцене артисты и играли спектакли. Действие хорошо просматривалось с балконов и из окон. Зрители смотревшие спектакль с «галереи» были знатной публикой, но кроме того во двор набивалось множество простых людей, желающих приобщиться к прекрасному. Ни о каких сидениях речи не было, простые зрители смотрели многочасовые спектакли стоя. Разумеется, вход на представление не был бесплатным – у дверей зрителей встречал человек, бравший плату за вход на территорию гостиницы.
Снаружи первые театральные здания, как и их прототипы – гостиницы, были совсем скромными, разве что у дверей вешались яркие афиши ближайших представлений. Спектакли проходили под открытым небом. Если шёл дождь – зрители смотрели спектакль под дождём, а артисты натягивали тент над сценой – чтоб не пришлось отменять спектакль. Спектакли в то время были очень продолжительными – любая, например, шекспировская трагедия без купюр идёт от четырёх до шести часов. Кроме того, театральное представление в те времена состояло из нескольких пьес и развлекательных интермедий между актами. В ту пору театр не был вечерним развлечением, спектакль начинался в обеденное время. Соответственно проблем с освещением в театре эпохи Возрождения тоже не было как таковых. Всё происходило при свете дня, ночные или сумеречные сцены обозначались условно – тёмно синим или чёрным «задником».
Условность – характерная черта такого театра. Никаких специальных декораций не было, на сцене стояло простое сооружение – надстройка на четырёх столбах. На «втором этаже» игрались сцены, происходящее в доме. А внизу, на авансцене разыгрывались уличные сцены. Если нужно было что-то обозначить – на сцене ставилась палка с табличкой, на которой было написано «дерево» или «балкон», или всё что угодно. Зрители относились к этому с пониманием – театр тогда был не зрелищем, а скорее «слушалищем», визуальная часть не играла роли, гораздо большое значение имел сюжет пьесы. Хотя, актёры, конечно, стремились повыгоднее преподнести себя публике, поэтому наряжались, как могли. Костюмы были у каждого свои, часто они совсем не сочетались и не соотносились с событиями и персонажами пьесы.
Все театральные здания какое-то время строили по типу таких гостиничных дворов. Только вместо балконов и окон делали уже настоящие галереи и ярусы. По большому счёту, такое устройство первых европейских театров схоже и с современными театральными залами, например, Мариинским или Александринским, если представить, что вместо партера стоит толпа зевак.