По Франции на мотоцикле - путевые заметки. Часть первая
Для многих, Франция - это только Париж, блистательный в своей буржуазной артистичности, поражающим строгостью Пантеона и очаровывающим ненавязчивой, какой-то очень уж киношной прелестью Эйфелевой башни. Некоторые туристы еще добираются до Лазурного берега, к примеру, до ленивой в своей богемности Ниццы, или до продуваемой всеми ветрами Нормандии. В это же время, слишком многие лишь из окон поездов наблюдают за той Францией, с которой мы знакомы с детства, после прочтения сказок Шарля Перо – Францией провинциальной, по отечественным меркам, скорее даже деревенской, очаровательно-скромной. Я постараюсь рассказать вам именно о такой Франции. Той Франции, какой она запомнилась и полюбилась мне. Вместе мы проедем через два французских региона: Рона-Альпы и Прованс-Альпы на Лазурный берег.
Я провела во Франции около полугода по учебе, и многим могла бы поделиться, но в этом посте расскажу о двух днях, двух путешественниках и одном мотоцикле, на котором мы проделали путь, едва ли не в тысячу километров. Начнем, пожалуй, с последнего героя – крупной, неповоротливой на вид Хонды фиолетового цвета. Поначалу у нас с ней как-то не ладилось (быть может, все дело в ревности к ее хозяину?): она норовисто старалась стряхнуть меня, а я не могла залезть на нее без того, чтобы случайно не пнуть и упорно говорила (да и продолжаю говорить) о ней в женском роде, даже на английском, где это вообще-то не полагается. Ее владельцем был двадцатидевятилетний Филипп, шутник, интеллектуал и путешественник, который уже успел предпринять масштабные поездки на мотоцикле по Китаю и США, а в 2014-ом году планирует доехать на своем верном байке до Байкала. Он убедил меня, что ездить на мотоцикле совсем не страшно (да, действительно не страшно - пока он стоит) и мы отправились в путь. Мне была доверена ответственная миссия приветствовать встречных мотоциклистов, махая им рукой, что поначалу, с непривычки, на скорости за сто километров в час, казалось мне смертельным цирковым трюком… Итак...
Регион первый: Рона-Альпы
Отправная точка нашего путешествия – озеро Ле Бурже. Именно отсюда мы стартовали на мотоцикле. Крупнейшее из озер Франции, оно тускнеет перед славой не столь далекого Женевского озера, однако и здесь есть много интересного. На его берегу расположен Бурже-дю-Лак – город нетуристический, но от этого еще более дружелюбный, и очень студенческий: к нему примыкает кампус Савойского университета, в котором я и училась.
В десяти километрах от озера находится один из самых крупных городов региона - шестидесятитысячный Шамбери. Когда-то именно здесь хранилась Туринская плащаница (тогда она, собственно говоря, и туринской-то еще стать не успела), но после того, как нерадивые французы едва не сожгли реликвию, савойские герцоги перевезли ее к итальянцам, видимо, посчитав их более надежными. Кроме собора, дома Жан-Жака Руссо и резиденции герцогов Савойских, меня заинтересовал украшающий главную площадь фонтан «Слоны». И вправду - слоны. Да еще в натуральную величину! Я предположила поначалу, что еще в средине девятнадцатого века сюда как-то случайно забрел слон и настолько впечатлил местных жителей, что они захотели увековечить память о нем, но потом оказалось, что история куда более прозаична: один из уроженцев Шамбери, разбогатев в Индии, подарил все свои деньги городу, а город таким образом отблагодарил его.
Мы покидали Шамбери в дождь – и сероватый день отлично сочетался с местными деревеньками, построенными из темного камня, украшенными разве что резными ставнями и плющом. Уже позже, проехав оба региона, я заметила, как меняется в них архитектура по мере продвижения к югу - от серого к коричневому, от коричневого к красному, от красного к бежевому. Как и в почти любом горном городке Франции, уже в следующем пункте после Шамбери нас ждал сюрприз: огромная старинная крепость расположилась на скале, и не заметить ее издалека было невозможно.
Кстати, о езде на мотоцикле по горным дорогам. Это наслаждение и проклятье одновременно. Если вы путешествуете подобным способом в первый раз, это поистине сильные ощущения! Я тридцать четыре раза успела попрощаться с жизнью, пару раз мысленно сочиняла прощальное письмо родителям и один раз успела увидеть всю жизнь перед глазами (она промчалась быстро и скомкано, а не как в голливудских фильмах, но может, это жизнь такая?)! После первого часа езды я свыклась с мыслью, что медленнее мы ехать не будем, а держать глаза закрытыми – просто глупо. И как-то немного полегчало! Узкий, петляющий серпантин, головокружительные высоты, завораживающие виды, и... огромная скорость; встречные машины, которые, кажется, вот-вот тебя снесут и отсутствие даже намека на заграждения, отделяющие тебя от пропасти, уходящей вниз на сотни метров... И одновременно с этим ужасом, особенное, волшебное ощущение, которое ни на что не променяешь: чувство полета, когда так и тянет отпустить водителя и поддаться ветру!
Впрочем, сильно устав с непривычки, встречный, «низенький» городок Систерон показался мне лучом света в темном царстве, а возможность слезть с мотоцикла для обеда – даром судьбы. И даже чертовски дружелюбный бык (от его дружелюбия меня спасли только двери деревенского кафе) из бродячего цирка, возле которого мы остановились для обеда, не уменьшил моего энтузиазма. Правда, он красавец?
А во второй части моего рассказа нас ждут Прованс-Альпы. Продолжение следует!